Масла моторные для дизельных двигателей
Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания большим разнообразием конструкций, способов смесеобразования, назначений, условий эксплуатации и чрезвычайно широким диапазоном агрегатных мощностей (от нескольких киловатт до десятков тысяч). Поэтому ассортимент дизельных масел значительно различается по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам. Важнейшие критерии, определяющие выбор смазочного масла, - тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, степень жесткости условий эксплуатации, вид и качество применяемого топлива. Инструкции по эксплуатации техники содержат информацию о допущенных к применению марках масел, регламентах обслуживания смазочных систем дизелей, включая сроки замены или показатели предельного состояния масел.
Все дизельные масла содержат присадки, вводимые в дистиллятные, компаундированные или остаточные базовые масла селективной очистки, выработанные из малосернистых или сернистых нефтей. Диапазон уровней эксплуатационных свойств дизельных масел охватывает все группы классификации ГОСТ 17479.1-85.
Минеральные трансмиссионные масла
Роснефть Kinetic- трансмиссионное масло, произведенное на высококачественной минеральной основе с использованием пакета присадок. Предназначено для всесезонной эксплуатации в коробках передач автомобилей отечественного и зарубежного производства в умеренной климатической зоне в диапазоне температур от - 260 С до + 400 С.
Трансмиссионное масло Роснефть Kinetic категории GL-5 предназначено для смазывания высоконагруженных гипоидных передач и спирально-конических передач ведущих мостов, а также коробок передач отечественных легковых автомобилей, кроме переднеприводных. Применяется для смазывания агрегатов трансмиссий зарубежных автомобилей, в руководстве по эксплуатации которых рекомендовано использование масел данного уровня качества.
Трансмиссионное масло Роснефть Kinetic категории GL-4 предназначено для механических коробках передач переднеприводных легковых автомобилей семейства ВАЗ и других автомобилей, в руководстве по эксплуатации которых рекомендовано применение масел данного уровня качества.
Приемущества масла Роснефть Kinetic
- гарантированная защита узлов трансмиссии автомобиля в условиях повышенных скоростей и нагрузок;
- комфортное переключение передач в различных условиях эксплуатации;
- высокий уровень защиты от износа и функционирования узлов трансмиссии в широком диапазоне температур;
- длительный срок службы.
Класс вязкости по SAE: 80W-90 Класс вязкости по SAE: 80W-85
Категория по API: GL-5 Категория по API: GL-4
Одобрения: ОАО «АВТОВАЗ» Одобрения: ОАО «АВТОВАЗ»
Maximum Diesel
Полусинтетические моторные масла
Роснефть Maximum Diesel - современное всесезонное моторное масло на полусинтетической основе специально разработанное для современной отечественной и импортной пассажирской, грузовой, строительно-дорожной и другой техники с турбонаддувом и с учетом отечественных условий эксплуатации в нормальном и жестком режимах.
Роснефть Maximum Diesel предназначено для применения в быстроходных четырехтактных дизелях с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях, при напряженной эксплуатации шоссейных грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства, а также в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, легких грузовиков, микроавтобусов и автобусов. Рекомендуемый температурный диапазон применения от -250С до +350С. Масло Роснефть Maximum Diesel соответствует высочайшим требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей.
Приемущества масла Роснефть Maximum Diesel:
- отличные моющие, диспергирующие и противоизносные свойства;
- препятствует образованию шламов и лаков на деталях двигателя;
- легкий запуск двигателя при отрицательных температурах и минимальный износ за счет хорошей прокачиваемости масла при низких температурах;
- высокие противокоррозионные свойства и термическая стабильность.
Для семейства двигателей уровня Евро-2
Класс вязкости по SAE: 10W-40 Категория по API:
- CF-4/SJ (НЗМГП
- CF-4/SG (АНХК) Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д3, ОАО «Автодизель» (НЗМП)
Для семейства двигателей уровня Евро-3
Класс вязкости по SAE: 10W-40 Категория по API: CH-4/SJ Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д4+
Минеральные моторные масла
Роснефть Optimum Diesel - высококачественное моторное масло произведено на основе минерального базового масла высокой степени очистки в сочетание с эффективным пакетом присадок.
Предназначено для применения в быстроходных четырехтактных дизельных двигателях с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях, при напряженной эксплуатации шоссейных грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства, а также в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, легких грузовиков, микроавтобусов и автобусов.
Рекомендуемый температурный диапазон применения от -150С до +450С. Масло Роснефть Optimum Diesel соответствует требованиям отечественных и зарубежных производителей дизельных двигателей.
Приемущества масла Роснефть Optimum Diesel:
- отличные моющие, диспергирующие и противоизносные свойства;
- препятствует образованию шламов и лаков на деталях двигателя;
- высокие противокоррозионные свойства и термическая стабильность.
Для семейства двигателей уровня Евро-2
Класс вязкости по SAE: 15W-40 Категория по API:
- CF-4/SJ (НЗМП).
- CF-4/SG (АНХК) Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д3, ОАО «Автодизель» (НЗМП)
Для семейства двигателей уровня Евро-3
Класс вязкости по SAE: 15W-40 Категория по API: CH-4/SJ Одобрения: ОАО «КАМАЗ», ААИ Д4+
Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонадцувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Масла групп А и Б2
Масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.
Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.
Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.
Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.
Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
Характеристики масел групп А и Б2
Показатели |
МС-20П |
М-14Б |
МТЗ-10П |
М-16ПЦ |
МТ-16П |
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
|||||
100 °С |
20 |
14+0,5 |
9,5-10,5 |
15,5-16,5 |
15,5-16,5 |
40 °С |
- |
- |
50 |
- |
- |
-30 °С |
- |
- |
15000 |
- |
- |
Индекс вязкости, не менее |
80 |
85 |
125 |
85 |
85 |
Коксуемость масла без присадки, %, не более |
0,3 |
0,4 |
- |
- |
- |
Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более |
0,05 |
0,05 |
- |
- |
- |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
0,9 |
- |
3,5 |
0,9 |
4 |
Зольность масла, % (мас. доля): |
|||||
Без присадки, не более |
0,008 |
0,005 |
- |
- |
- |
с присадкой |
0,24 |
1 |
m1,15* |
0,25-0,55 |
0,6-1,0 |
Массовая доля механических примесей, %, не более: |
|||||
Без присадки |
Отсутствие |
- |
- |
- |
|
с присадкой |
0,01 |
0,015 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
Температура, °С: |
|||||
Вспышки в открытом тигле, не ниже |
225 (закрытый тигель) |
200 |
165 |
230 |
210 |
Застывания, не выше |
-18 |
-15 |
-43 |
-25 |
-25 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
10 |
8 |
5 |
6 |
5,0** |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
900 |
910 |
900 |
905 |
905 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
- |
7 |
4 |
7 |
7 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
|||||
Кальция |
0,08*** |
- |
0,2 |
- |
- |
Бария |
0,14 |
- |
- |
- |
- |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
- |
- |
- |
400 |
600 |
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,45 |
0,45 |
Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более |
- |
1,1 |
- |
- |
- |
* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94. |
|||||
Примечания. |
Масла группы В2
Масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).
Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.
Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.
Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.
Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М-14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным.
Масло М-16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.
Масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.
В двигателях автомобилей КамАЗ замена масла необходима после пробега 25—30 тыс. км.
Характеристики масел группы В2
Показатели |
М-8В2 |
М-10В2 |
М-10В2С |
М-14В2 |
М-20В2Ф |
М-16В2 |
М14В2з |
М-20В2 |
М-16ИХП-З |
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
|||||||||
100 °С |
8+0,5 |
11+0,5 |
11-12 |
13,5-14,5 |
19-22 |
16+1 |
13-15 |
18-22 |
15,5-16,5 |
40 °С, не менее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
0 °С, не более |
1200 |
- |
- |
- |
- |
- |
3000 |
- |
- |
Индекс вязкости, не менее |
85 |
85 |
83 |
85 |
90 |
85 |
100 |
90 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/г,не менее |
3,5 |
3,5 |
4 |
4,8 |
2,8 |
3,5 |
6 |
3,5 |
4,0** |
Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более |
1,3 |
1,3 |
1 |
1,2 |
0,65 |
0,6* |
1,3 |
1,3 |
1,25** |
Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,015 |
0,015 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
0,013 |
Температура, °С: |
|||||||||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
200 |
205 |
210 |
210 |
230 |
200 |
220 |
235 |
225 |
застывания, не выше |
-25 |
-15 |
-15 |
-12 |
-15 |
-15 |
-30 |
-15 |
-25 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
10 |
10 |
Отсутствие |
10 |
5 |
Отсутствие |
9 |
||
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
905 |
905 |
900 |
910 |
905 |
- |
905 |
910 |
905 |
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее |
50 |
80 |
- |
- |
- |
60 |
55 |
80 |
100 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
30 |
30 |
40 |
50 |
50 |
- |
- |
- |
45 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более: |
|||||||||
с разбавлением 15:85 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4 |
3,5 |
- |
- |
- |
6 |
без разбавления |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
7,5 |
7,5 |
- |
Трибологические характеристики при температуре (20+5)°С: |
|||||||||
индекс задира, кгс |
- |
- |
- |
37 |
36 |
- |
- |
- |
34 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
- |
- |
- |
784 |
823 |
- |
- |
- |
- |
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,4 |
0,32 |
- |
- |
- |
- |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
|||||||||
Кальция |
0,08 |
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.Масло М-10Г,ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г,ЦС — для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г,ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель- генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г,ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей.
Масла М-10Г,ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов'и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих масел — очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.
Масло М-14Г2 (ГОСТ 12337—84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %.
Масло М-20Г2 (ГОСТ 12337—84) состоит из остаточного базового масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типа ДН 23/2x30.
Масла группы Д2 (табл. 2.10 и 2.11)
Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтети-
2.10. Характеристики масел группы Ц для автотракторных дизелей
|
2.11. Характеристики масел группы Д, для судовых, тепловозных и стационарных дизелей
|
ческих компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.
Масло М-14ДМ (ТУ -38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).
Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401-938—92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по API) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно- трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal)
Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5У1 ОД при умеренных климатических условиях.
Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063—97) состоит из смеси дистил- лятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.
Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-НДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.
Масла М- 10ДЦЛ20, М-14ДЦП20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337- 84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М- 14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5—3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 — при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульги- руемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.
Цилиндровые масла для крейцкопфных дизелей (табл. 2.12)
Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная
Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная
2.12. Характеристики судовых цилиндровых масел
|
к поверхностям трения лубрикатором, работает очень короткое время и полностью расходуется. Масла отличаются высокой нейтрализующей способностью, прочностью масляной пленки при высокой температуре, хорошей растекаемостью на горячих металлических поверхностях, высокими противоизносными свойствами.
Масла М-16Е30 и М-20Е70 (ГОСТ 12337-84) состоят соответственно из базового масла М-16 компаундированного и М-20 остаточного и композиций присадок различного состава. Масло М-16Е30 используют для смазывания цилиндров главных судовых дизелей невысокой степени форсирования при работе на дистил- лятных или тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,0 %. Те же двигатели высокой степени форсирования при работе преиму-
ПЕРЕЧЕНЬ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ВЫРАБАТЫВАЕМЫХ ПО СТАНДАРТАМ ПРЕДПРИЯТИЙ
щественно на высокосернистых тяжелых топливах смазывают маслом М-20Е70.
Здесь приведена маркировка цилиндровых масел по прежней классификации, относившей их к группе Е. При очередном внесении изменений в ГОСТ 12337-84 масла М-16Е30 и М-20Е70 получат новое обозначение, так как согласно ГОСТ 17479.1—85 масла группы Е будут иметь другую область применения (см. табл. 2.2).
Перечень моторных масел, вырабатываемых по стандартам предприятий
Кроме рассмотренного в этой главе ассортимента моторных масел, вырабатываемых по государственным стандартам или общеотраслевым техническим условиям, многие нефтеперерабатывающие заводы, а также сравнительно новые малые предприятия производят моторные масла по стандартам предприятий или иным нормативным документам. Обычно такие моторные масла вырабатывают путем компаундирования отечественных базовых масел с пакетами присадок, предлагаемыми зарубежными фирмами, или совместными пакетами, в которых некоторые компоненты заменяются отечественными присадками или дополняются последними.
В табл. 2.13 приведен перечень моторных масел с указанием их торговых марок, обозначений по классификации ГОСТ 17479.1—85 и нормативных документов, которыми регламентируется и контролируется качество продуктов. Информация, приведенная в табл. 2.13, любезно предоставлена заводами-изготовителями по запросу ВНИИНП.
В некоторых случаях моторные масла с импортными пакетами присадок выпускают по техническим условиям предприятий, так как они не по всем показателям отвечают требованиям ГОСТов на масла аналогичного назначения с отечественными присадками. В то же время многие новые масла с импортными пакетами присадок не имеют отечественных аналогов, так как превышают уровни эксплуатационных свойств групп Г, и Д2, которые в прежней отечественной классификации были высшими и удовлетворяли требованиям действовавшего парка транспортных средств и другой техники.